Карта сайта
1 декабря 2016, 17:01

Первые итоги шахматного проекта

Одиннадцатый месяц реализации регионального партийного шахматного проекта - самое время подвести первые промежуточные итоги с целью понять, в правильном ли направлении движемся, есть ли интерес к шахматному образованию со стороны детей, родителей, педагогов.

Проект партии «Единая Россия» «Шахматный всеобуч», зародившийся в Сатке в  декабре 2003 года, в этом году открыл для себя  новые горизонты и на сегодняшний день распространился на 14 территорий  Челябинской области. Если перевести в цифры, то шахматные уроки проводятся в 179 классах и 108 дошкольных группах, охват - свыше 10 тысяч маленьких южноуральцев.

Шахматное движение постепенно набирает свои обороты: занятия в школах и детских садах  на каждой из территорий начались с торжественных мероприятий, посвященных открытию регионального проекта. У кого-то они прошли достаточно скромно - в форме торжественных линеек, а кто-то организовал для ребят настоящий шахматный праздник. Самые яркие, запоминающиеся  детские шахматные фестивали  прошли в таких городах. как Снежинск, Копейск, Миасс –  много поздравлений и подарков,  пожеланий и напутственных слов от официальных лиц.

Хочется отметить, что педагоги всеобуча в большинстве своем   – народ неугомонный, творческий – постоянно находятся в поиске новых и интересных решений. Едва вступив в проект, развернули активную шахматную деятельность - на территориях проводится  большая разъяснительная работа о пользе шахмат среди родителей, проходят методические дни, круглые столы, открытые уроки, мастер-классы.  Выделяются в этом плане  Златоуст, Миасс, Чебаркуль,  Катав-Ивановский район, Усть-Катав.  Челябинская школа № 124 в рамках Всероссийского Фестиваля актуального научного кино представила стендовый доклад по теме: «реализация технологии шахматного всеобуча в рамках внеурочной деятельности посредством игры в шахматы», а также  разместила информацию о проекте на  образовательном сайте МБУ ДПО УМЦ в разделе инновационной деятельности: опорная площадка по реализации проекта «Темп: масштаб – город Челябинск». И это, на мой взгляд, замечательно, потому что шахматы  отлично вписываются в проект Темп - образовательный проект совершенствования естественно-математического и технологического образования, который был разработан Министерством образования и науки региона в 2014 году.

Шахматы хорошо перекликаются со стратегической целью проекта  - достижение конкурентного качества образования, ориентированного на потребности инновационной экономики и специфику рынка труда Челябинской области.  Ведь не секрет, что область  нуждается в грамотных и высокообразованных специалистах, и чтобы поднять экономику нужно иметь   хорошо развитое пространственное мышление,  способность   думать на несколько шагов вперед – а  ведь именно это и  дает мудрая игра.

 

Помимо работы на территориях, в рамках реализации регионального проекта прошло два крупных выездных совещания: 25 октября и 27 ноября Сатка стала  центральной обучающей площадкой для более ста педагогов области.  Так как апробация проекта «Шахматный всеобуч» проходит по программе «Шахматы - школе» Игоря Сухина, кандидата   педагогических наук, старшего   научного  сотрудника  Института стратегии  развития образования Российской академии образования, то  саткинские специалисты поделились с коллегами  своим  опытом  работы по этому  УМК, постарались показать  разнообразие педагогических приемов, которые используют в процессе обучения шахматам.

По программе Сухина (кстати, единственной  из большого количества шахматных программ, существующих на сегодняшний день, которая имеет гриф: рекомендовано Министерством  образования Российской Федерации) Сатка работает уже более 10 лет. Педагогам   оказался близок сам подход автора к формированию умственных действий -  базирование на научных разработках выдающихся психологов - Петра Гальперина и Яна Пономарева, акцент  на  планомерном  и последовательном развитии фундаментальной способности действовать в уме. Шахматно-задачная технология, по которой построена программа, учитывает особенности развития ребёнка – возрастные, индивидуальные и дает ему  возможность от урока к уроку нарабатывать свой собственный результат, приобретать свой собственный опыт. Несмотря на то, что в первую очередь УМК решает образовательные задачи, в ней  также есть  место и культуре, и спорту – такое корректное и гармоничное объединение  всех шахматных составляющих. Нужно отметить, что саткинские педагоги, взяв УМК за основу, виртуозно дополняют его  своими педагогическими наработками и в итоге уроки получаются очень насыщенными, интересными, занимательными. Все это не может не привлекать детей, родителей.

Конечно же,  преподавателям, недавно начавшим шахматную образовательную деятельность, еще многому предстоит научиться, сейчас они стоят в самом начале большого пути. Но, как гласит восточная мудрость: «Дорога  вырастает под ногами идущего», и каждый из них шаг за шагом – от урока к уроку будет подходить к более полному и четкому  осознанию того, что  ШАХМАТЫ -  это невероятно эффективный  инструмент для всестороннего развития ребенка, раскрытия его потенциала, личностных и творческих возможностей.

 

Лада Титова, методист ШК «Вертикаль», куратор регионального партийного проекта «Шахматный всеобуч».

 

Ссылка для блогов