Челябинская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Магнитогорск: Две памятные семерки

25 января 2012, 05:14
Магнитогорскому трамваю исполнилось семьдесят семь лет

В полдень 18 января 1935 года в Магнитогорске после двух лет строительства трамвайной линии на маршрут был выведен первый вагон.
Единственный маршрут: от поселка Щитовые до заводоуправления комбината, 11 километров туда, потом столько же обратно. В первый день работы трамвай перевез с работы и на работу более 15 тысяч магнитогорцев. Не знаю, правда ли, но говорят, он двигался буквально между палаток, в которых в ту пору еще жили многие первостроители комбината и города. С тех пор число пассажиров перевалило за семь с половиной миллиардов! А все потому, что с самого первого дня, приняв очень затратное по финансам, времени и усилиям решение пустить трамвай, руководство комбината и города сразу поставило целью сделать этот вид транспорта у нас основным.
Наверное, поэтому сегодня Магнитогорск - третий в стране город,  после Москвы и Санкт-Петербурга, по протяженности трамвайного пути! Даже рельсы легендарного московского метро всего на 80 километров длиннее трамвайных путей в нашем городе. А если соотнести длину трамвайных метров на количество жителей, то Магнитка становится лидером не только в России, но и, пожалуй, во всем СНГ. Третьи мы после двух столиц и по количеству маршрутов. Правда, помнят работники Маггортранса времена, когда железнодорожные вагоны могли вообще прекратить свое существование - слишком уж активно горожане пересаживались с него на тогдашнюю новинку - маршрутное такси. Но прошло несколько лет - и трамвай снова отвоевывает свои позиции: конечно, до прежней цифры в 70 процентов пассажиропотока ему пока далековато, но уже половина магнитогорцев предпочитают трамвай. Потому что, во-первых, это самый безопасный вид транспорта. Второй плюс - трамвай работает в любое время года, будь то мороз, в который не заводится двигатель внутреннего сгорания, дождь, заметно замедляющий автомобильное движение, или иссушающая жара… Третье, наиболее актуальное сегодня достоинство - это то, что трамвай - единственный вид транспорта, которому не страшны пробки. Правда, сетуют водители, иной раз автомобилисты до того наглеют, что и на пути встают, тормозя движение. И, наконец, последняя немаловажная особенность трамвая - его экологичность, что тоже в последнее время является весомым превосходством.
Итак, сегодня Магнитку и комбинат опоясывают 180 километров трамвайных путей, по 32-м маршрутам колесят 139 одно- или двухвагонных поездов в день. Всего на счету Маггортранса чуть меньше 300 вагонов. По-прежнему в основном водят трамваи представительницы слабого пола - их здесь 80 процентов. Однако мужчин тоже хватает - они занимаются ремонтом. Основной костяк коллектива работает здесь давно - помнят и советские времена, когда трамваи были в почете у горожан, и переходные годы реформ, и время забытья… Помнят и меры, предпринимаемые руководителями тогда еще треста "Электротранспорт" для привлечения дополнительного пассажиропотока. Как-то один предприниматель взял в аренду самый современный вагон и сделал из него передвижной ресторан - помните такой, наглухо затонированный? Но работал он недолго: во-первых, прибыли не приносил, да и сгорел потом. Теперь новое руководство объединенного с трестом "Автотранспорт" предприятия "Маггортранс" "запустило" новый проект - трамваи с бесплатным Wi-Fi (беспроводным интернет-соединением). И бегают теперь по городу два одновагонных поезда красного цвета, раскрашенные рекламой мобильного оператора, любезно предоставившего эту услугу. Кстати, сказать, чтобы в этих трамваях ездили исключительно молодые продвинутые люди, склоненные над работающими "планшетниками", "буками" или смартфонами, нельзя. Куда девать пассажиров среднего возраста, которым нет дела до возможности бесплатно посетить страничку в социальной сети, пока трамвай везет до места назначения. Да и дополнительной прибыли эти поезда пока не приносят. Зато - соответствуют времени, и это для Маггортранса важнее.
Конечно, проблем достаточно. Не хватает подвижного состава: старые, видевшие еще советскую власть вагоны выходят из строя, а один новый стоит более 13 миллионов рублей - где их взять? Вот и приходится воскрешать уже имеющиеся, а капитальный ремонт одного стоит пять миллионов рублей. Не хватает специалистов, у которых невысока заработная плата, тогда как работать приходится даже в новогоднюю ночь. Нет денег на повышение зарплаты… Однако, несмотря на все это, до сих пор состояние дел с трамваями в Магнитогорске остается одним из лучших в России - многие города вынуждены даже закрывать тресты "Электротранспорт" по причине убыточности. В Магнитке же Маггортранс, едва стоящий на ногах, заручился поддержкой властей: ежегодно на содержание трамвайного хозяйства из бюджета выделяют порядка 130 миллионов рублей. Это позволяет выдерживать графики перевозок практически на уровне советских времен.
Работников Маггортранса в день 77-летия магнитогорского трамвая приехал поздравить глава города Евгений Тефтелев, который также отметил: как бы трудно ни было, от трамваев город не откажется никогда:
- В последнее время мне экономисты часто говорят: "Мы дошли до того, что у нас трамваи везут всего несколько человек - работников комбината - на работу или с работы". Но я однозначно отвечаю: позиция главы города, депутатов городского Собрания такова: если нужно будет возить даже одного - будем возить. Могу сказать, что самый трудный период вы преодолели - предприятие понемногу начинает "дышать". И это благодаря вам, работникам, преданным своему делу, не бросившим свое предприятие в самые трудные времена. Мы поддерживаем ваше предприятие, сделаем все, чтобы Маггортранс приносил прибыль. Сегодня же большое спасибо хочется сказать коллективу: вашим ветеранам, тем, кто сегодня работает за "ручкой" трамвая.
- Кстати, как эта самая ручка называется? - обращается к сидящим в актовом зале Евгений Тефтелев. - Точно, контроллер! Я ведь сам из семьи железнодорожников, и мои родители своими руками держали тот самый контроллер.
Лучшие работники предприятия традиционно получили грамоты и благодарственные письма руководства области и города из рук главы города и директора Маггортранса Александра Виноградова.
- Остальным желаю получить награды в будущем году, - резюмировал встречу Евгений Тефтелев. - Потому что прерывать традицию чествования работников магнитогорского трамвая мы не собираемся. Обязательно встретимся после следующих новогодних праздников.

 

Общественная приемная