Олег Цепкин: «Шахматный всеобуч» - один из лучших инструментов развития детей
- Олег Владимирович, расскажите, как и когда зародилась идея запустить проект «Шахматный всеобуч» в Челябинской области?
- Образовательный проект «Шахматный всеобуч» основан на многолетнем опыте реализации социальной инициативы шахматного клуба «Вертикаль» города Сатки, поддержанной Управлением образования Саткинского муниципального района Челябинской области. Данная социальная инициатива была реализована в форме проекта «Шахматы для общего развития» на базе общеобразовательных организаций Саткинского муниципального района, результаты которого были представлены и получили высокую оценку на научно-практических конференциях различного уровня.
В декабре 2015 года проект "Шахматный всеобуч" утвержден в качестве партийного проекта Челябинского регионального отделения партии "Единая Россия".
- Повсеместное внедрение обучения игре в шахматы дало какие-то заметные результаты? Удалось ли выявить ребят с явным талантом к этому виду спорта?
- "Шахматный всеобуч" – это, в первую очередь, образовательный проект. Шахматы являются наиболее действенным средством развития интеллекта. учат поиску решения путем многократного перебора вариантов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала.
Опыт реализации шахматного всеобуча в детских садах и школах показывает, что введение шахмат в систему образования привлекательно тем, что требует минимального количества затрат и при этом обладает колоссальной эффективностью.
Вместе с тем важна и спортивная составляющая проекта. С этой целью по окончанию первого года обучения все участники проекта "Шахматный всеобуч" участвуют в итоговых спортивных соревнованиях по шахматам в своем учебном заведении. Победители соревнований защищают честь школы или детского сада на муниципальных соревнованиях. Из чемпионов городских и районных соревнований формируется сборная команда муниципалитета для участия в итоговых областных соревнованиях. В 2017 году областные соревнования проводились в Сатке, в 2018 году – в Магнитогорске, в 2019 году такие соревнования состоятся в Челябинске.
Учитывая большую массовость и качественную подготовку, конечно же, появляются и юные талантливые шахматисты, которые продолжают обучение шахматам уже в специализированных спортивных секциях.
- Что сделано в первое трехлетие проекта в период с 2016 по 2018 годы? Какие ставились задачи, все ли были решены?
- При разработке паспорта и дорожной карты проекта сразу же были поставлены амбициозные задачи: за три года внедрить "Шахматный всеобуч" во всех муниципальных образованиях Челябинской области (минимум в трех школах каждого муниципалитета).
В сентябре 2016 года началась реализация проекта Челябинского регионального отделения партии "Единая Россия" "Шахматный всеобуч" в 13 муниципальных образованиях Челябинской области: Златоустовском, Копейском, Магнитогорском, Миасском, Озёрском, Снежинском, Трёхгорном, Усть-Катавском, Чебаркульском городских округах и Ашинском, Катав-Ивановском, Кусинском, Саткинском муниципальных районах. Предварительно каждое муниципальное образование закупило необходимый шахматный инвентарь, приобрело учебно-методические комплексы, обучило педагогов. На эти цели из бюджета Челябинской области было выделено 1050 тыс. руб.
В 2017 году проект был внедрён ещё в 16 муниципальных образованиях Челябинской области. Занятия по проекту начались в Верхнеуфалейском, Златоустовском, Карабашском, Копейском, Кыштымском, Магнитогорском, Миасском, Озёрском, Снежинском, Трёхгорном, Троицком, Усть-Катавском, Чебаркульском, Челябинском городских округах; Аргаяшском, Ашинском, Еманжелинском, Еткульском, Каслинском, Катав-Ивановском, Коркинском, Красноармейском, Кунашакском, Кусинском, Нязепетровском, Октябрьском, Саткинском, Сосновском, Чебаркульском муниципальных районах. При этом в городе Челябинске проект реализуется во всех семи внутригородских районах. Финансирование проекта в 2017 году составило 1 890 тыс. руб.
Учитывая положительную оценку данного проекта Общественным советом, а также большой интерес со стороны образовательных учреждений, в 2018 году реализация проекта началась еще в 14 муниципальных образованиях Челябинской области: Локомотивном, Южноуральском городских округах; Агаповском, Брединском, Варненском, Верхнеуральском, Карталинском, Кизильском, Нагайбакском, Пластовском, Троицком, Увельском, Уйском, Чесменском муниципальных районах. На эти цели из областного бюджета выделено 1 260 тыс. руб.
- Как отбираются педагоги для обучения детей игре в шахматы? Не становится ли отсутствие специалистов препятствием для внедрения проекта в школы региона?
- Каждое образовательное учреждение самостоятельно отбирает педагогов для участия в проекте. Как правило, это учителя начальных классов, потому что никто лучше них не сможет заинтересовать малышей к обучению шахматам. Важно отметить, что все педагоги проходят обязательное обучение на курсах повышения квалификации с получением соответствующего сертификата, и только после этого начинают преподавать данную учебную дисциплину.
Обучение предполагает использование учебно-методического комплекта "Шахматы – школе", рекомендованного Министерством образования Российской Федерации. В комплект входит все необходимое для преподавания предмета: учебная программа, учебник, пособие для учителя, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачник. Автор методики – Игорь Георгиевич Сухин, кандидат педагогических наук. Поэтому подготовка необходимого количества специалистов в регионе является посильной задачей и не становится серьезным препятствием для внедрения проекта.
- Какие планы, финансирование предусмотрены на 2019 и последующие годы?
- В 2019 году планируется расширение проекта за счет увеличения числа школ и детских садов, участвующих в проекте. В этих целях уже на сегодняшний день определены муниципалитеты и количество образовательныхорганизаций, в которых начнется внедрение проекта. Главная задача – до 1 сентября обучить педагогов данных организаций и обеспечить их необходимым шахматным инвентарем и учебно-методическими комплектами.
- Проект носит статус регионального, есть ли перспектива вывести его на федеральный уровень?
- Да, безусловно. Вся необходимая методическая и организационная работа проведена. Этот проект можно успешно транслировать на федеральный уровень.