Челябинская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Вопросы Открытого правительства и использования открытых данных на федеральном уровне

06 февраля 2013, 14:44
Дмитрий Медведев провел Встречу с экспертами по вопросу Открытых данных.\r\n

Стенограмму встречи публикует официальный сайт правительтсва РФ.

Стенограмма:

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались для того, чтобы поговорить по поводу открытых данных. Я вижу смысл встречи с экспертами не в том, чтобы я долго выступал... Единственное – хочу извиниться за то, что, наверное, не все смогут выступить здесь. Наверное, виноваты устроители, нужно проводить такие встречи более компактно, для того чтобы все заинтересованные могли свои «5 копеек» вставить. Тем не менее, то, что мы собрались в широком составе – это тоже неплохо. Я прошу дать слово тому, кто хотел что-то поведать. Прошу вас. 

И.Бегтин (директор некоммерческого партнерства «Информационная культура»): Добрый день, меня зовут Иван Бегтин, я директор некоммерческого партнёрства «Информационная культура».

<…>

Принципы, которые были сформулированы общественными организациями, как раз занимающимися этими данными, – это запросы общества, государства ко всем владельцам данных на то, чтобы их завели. Соответственно, эти принципы являются результатом общественной работы…

Д.Медведев: Это уже общепринятые принципы, да? То есть они уже адаптированы сообществом и применяются?

И.Бегтин: Да. Собственно, в России это новинка, а в мире это уже является общепринятым трендом. Существует более 200 каталогов отрытых данных. <…> Уже прошли десятки соревнований во всём мире. По моим оценкам, их более 60, никто не знает точного числа, но в большинстве стран мира, где появлялись каталоги, неизбежно и моментально появляются конкурсы для разработчиков – соревнования, где люди создают приложения на государственной информации. Уже создано тысячи приложений разработчиков на открытой государственной информации. То есть люди как только видят, что информация доступна, ищут творческое применение её для бизнеса, для того чтобы общество могло использовать это для общественного блага.

И наконец, десятки проектов для гражданского контроля – это одно из ключевых направлений открытых данных. Это борьба с коррупцией, борьба с различными нарушениями, возможность мониторинга. И то, что делают один-два-три общественных деятеля, которые могут найти что-то вручную, несравнимо с тем, что могут делать люди, которые обладают техническими навыками для того, чтобы делать это автоматически. Это касается контроля и расходов, и закупок, и огромного количества других тем.

Будьте добры, следующий слайд. Мировой опыт. Здесь на скриншотах представлено несколько порталов в мире. Это портал Всемирного банка по открытым данным, это межгосударственный портал, это портал Соединённых Штатов data.gov, это проект data.gov.uk в Великобритании и data.gov в Австралии. Кроме них существует ещё 202 портала, и это порталы государственные, межгосударственные, региональные, городские. Это просто уже некое массовое явление.

Будьте добры, следующий слайд. В Соединённых Штатах необходимо отметить отдельно проект, который является логичным развитием проекта по открытым данным. Нам необходимо не просто открыть данные, мы должны понимать, что данные – это фундамент, они не являются самоцелью. Это необходимый инструмент, кирпичи, на которых создаются общественные проекты, и эти проекты… Пример: в Соединённых Штатах они сделали специальную программу поддержки всех общественных малых проектов через соревнования. Более 150 соревнований для разработчиков было проведено в проекте challenge.gov в Соединённых Штатах Америки (это официальный портал), сотни проектов от граждан были на них отправлены. Идёт построение сообщества разработчиков, то есть разработчики оперативно узнают о том, что что-то появляется, и идёт активное распространение через социальные сети. Главная идеология здесь в том, что данные используются не только в том смысле, что они могут заинтересовать людей и есть какие-то данные, которые востребованы обществом. Ряд данных общество может сейчас не востребовать, не понимать, но государство имеет возможность привлечь внимание к той или иной проблематике через открытие данных и поощрение путём соревнований.

Д.Медведев: Это чей портал?

И.Бегтин: Соединённых Штатов Америки.

Д.Медведев: Я понимаю, но он государственный или чей?

И.Бегтин: Это государственный портал.

Д.Медведев: Государственный, то есть серверы государству принадлежат?

И.Бегтин: Изначально это был частный портал. Собственно, тоже федеральные чиновники в США увидели, что есть такое явление. Они полностью решили сделать государственный портал такого же типа.

Д.Медведев: И сейчас там накапливаются все эти данные? 

И.Бегтин: Да. Это часть, можно сказать, государственной политики США.

Будьте добры, следующий слайд. Эволюция знаний и роль данных. Это немножко более общее, но просто чтобы мы понимали, что такое открытые данные и как они происходят. Данные – это базовый ингредиент. Вот кулинарное: люди, которые хоть раз готовили сами, прекрасно понимают, что когда у тебя есть что-то, из чего ты можешь сделать, вот ингредиенты – мука, яйца…

Д.Медведев: Только не всегда получается то, что ты хочешь сделать.

И.Бегтин: Данные дают для этого хоть какую-то возможность. Информация – это то, что мы сделали базой: на основе тех данных мы приготовили что-то, что уже как-то можно есть, но, может быть, ещё не так вкусно.

Презентация – это когда у тебя данные, информация оформлены уже красивым образом, её оформили и каким-то образом украсили. Знания – когда мы это уже съели. И цель открытых данных – быть этими ингредиентами, чтобы это закончилось знанием внутри нас. И это уже переход к экономике знания, это уже переход просто к принципиально иной форме общества, к которому мы стремимся и в котором, в общем-то, уже находимся.

Будьте добры, следующий слайд. В России первым появился общественный проект OpenGovData. Я без ложной скромности скажу: это проект, созданный нами как раз в нашем партнёрстве. Это негосударственный проект, мы проявили инициативу, собирая данные и государственные, и коммерческие, которые являются в открытом доступе, в первую очередь чтобы дать направление для размышлений самих же чиновников – что необходимо открывать, где можно расставить приоритеты, что может быть востребовано обществом. К счастью, сейчас этот наш проект не единственный, и всё развивается.

Д.Медведев: У вас трудности были какие-то, когда вы этот OpenGovData делали?

И.Бегтин: Как ни странно, нет.

Д.Медведев: Вас не пытались там за руку ловить, говорить, что «это нельзя открывать» или «вы открыли то, что не подлежит открытию», или вообще: «Зачем вы это делаете, зачем вы суётесь в это?».

И.Бегтин: Вопросы, конечно, задавали. Но, в общем-то, мы люди достаточно упорные и занимаемся этим не первый год – уже три года примерно продвигаем идеологию открытых данных поэтому…

Д.Медведев: Что там есть сейчас на этом проекте, на этом портале?

И.Бегтин: Мы каталогизировали все открытые данные, которые нашли на федеральном уровне, частично региональном, частично на уровне крупных госкорпораций и бизнеса. Там значительная часть данных уже опубликована, подготовлена, машиночитаема. В том числе мы делаем специальные программы для извлечения информации с госсайтов, которая сейчас немашиночитаемая, и превращаем в машиночитаемую, раскрываем. Мы собираем те данные, которые могут быть приведены в машиночитаемый вид, но ещё этого не сделано, то есть чтобы сделать акцент на том, что может быть востребовано. И мы начинаем публиковать некоторые приложения, которые на основе них сделаны: красивые инструменты, визуализация. Там несколько сотен подобных массивов, порядка 700 сейчас. Конечно, это не всё, мы исходим из того, что в России реально массивов данных несколько тысяч, может быть, даже десятков тысяч, если охватить все уровни власти и все ветви власти.

Д.Медведев: Это вы как делаете? Деньги где берёте?

И.Бегтин: Мы опять же некоммерческая организация, мы занимаемся экспертной деятельностью. И мы в первую очередь занимаемся как раз продвижением всего этого дела, поэтому это не является такой уж большой проблемой, это не требует довольно-таки больших расходов. Это всё обошлось в несколько сотен тысяч рублей. Вплоть до того, что вначале это делалось из моего личного кармана.

Будьте добры, следующий слайд.

Россия, государственные проекты – я привёл здесь несколько примеров. К сожалению, презентация не позволяет показать их интерактивно. Проекты раскрытия данных пилотными ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти): здесь я привёл пример слайда с Министерства экономического развития, одно из них, но кроме них ещё Минобрнауки, Минсвязи, другие министерства. Это портал города Москвы (о нём, я уверен, расскажут подробнее – это один из первых, собственно, региональных порталов, может быть, самый первый, состоявшийся, наиболее полный) и портал префектуры города Зеленограда, который тоже открыли по собственной инициативе. И, наконец, в городе Южно-Сахалинске точно так же создали портал для разработчиков, поэтому можем смело говорить, что в значительной степени это инициатива снизу, которая буквально идёт в том числе и от органов власти.

Будьте добры, следующий слайд. Наиболее заметные открытые данные в России: что уже сейчас публикуется и как это происходит. Первое – это портал правительства Москвы data.mos.ru. Он появился недавно, это большой шаг для человечества и Москвы. Очень хорошо, что он появился. Наконец-то мы можем вступать с Москвой в некоторый диалог и говорить: «Ребята, вы там опубликовали не всё», или «Это прекрасно, мы начнём это использовать» – это первый шаг для диалога. Это открытые данные пилотных ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти), среди них есть очень интересные данные по налоговым льготам, реестру СМИ. Как раз мы как общественная организация, в том числе, используем эти данные. Мы уверены, что их будет использовать бизнес. Это данные, которые раскрываются достаточно давно, это то, что делает Федеральное казначейство. Реестр государственных контрактов – это то, что позволяет общественным организациям осуществлять контроль за государственными контрактами уже довольно-таки долгое время. Это данные Банка России, которые раскрываются уже много лет, и наш портал OpenGovData – фактически каталог не наших данных, а того, что мы мониторим.

Будьте добры, следующий слайд. И, наконец, заметные отсутствующие данные в России. У нас есть существенная проблема, проблема фундаментальная в доступности некоторых данных. Она сравнима с проблемами в других странах, мы здесь ничем не отличаемся, если честно говорить, это не наша особенность. У нас нет криминальной статистики с детальностью до отделения полиции, просто в принципе отсутствует. Максимум мы можем получить до региона, до субъекта Федерации, детально уже информация отсутствует полностью. У нас практически отсутствует статистика Росстата в удобном виде.

Д.Медведев: Что значит в удобном виде? Они считают, наверное, что это удобная статистика, скажут, что всем хорошо, удобно пользоваться.

И.Бегтин: Я бы не хотел слишком резких слов говорить про Росстат, но я считаю, что данные, которые публикуют они, крайне неудобны для использования…

Продолжение встречи будет опубликовано на официальном сайте правительтсва РФ.

Общественная приемная