Двухуровневая система местного самоуправления не показала своей эффективности
Двухуровневая система МСУ начала действовать в Челябинске в 2014 году и предполагалось, что она позволит распределить нагрузку между внутригородскими районами и городом, более четко разграничить полномочия и финансовое обеспечение. Реформа реализовывалась в качестве экспериментальной практики и за девять лет, по оценке депутатов, не достигла запланированных целей.
Руководитель фракции «Единой России» в гордуме Денис Лапотышкин считает, что городской округ – это единый экономико-хозяйственный организм, поэтому все основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения должны быть сосредоточены на уровне города. У органов местного самоуправления внутригородских районов нет собственных полномочий и по факту происходит дублирование и дробление городских полномочий. Советы депутатов и главы районов встроены в вертикаль городского уровня власти. В настоящее время районы, по сути, решают только вопрос благоустройства, решение ключевых вопросов сохранилось на общегородском уровне.
Еще один немаловажный фактор – бюджетная обеспеченность районов.
«У внутригородских районов отсутствуют самостоятельные источники доходов, поэтому, доход обеспечивается за счет городского и регионального бюджета. Предоставление межбюджетных трансферов бюджетам внутригородских районов приводит к затягиванию процесса исполнения бюджета. Также внутригородское деление привело к росту управленческих расходов на содержание органов местного самоуправления. Например, в 2023 году на содержание только советов депутатов запланировано около 53 млн. рублей», - отмечает депутат гордумы, член фракции «Единая Россия» Аркадий Шафигулин.
Кроме того, депутаты уверены, что дальнейшее сохранение действующей модели может усложнить реализацию стратегических целей и задач.
«За последние годы Думой утверждены Стратегия социально-экономического развития Челябинска до 2035 года, Генеральный план города с расчетным сроком реализации до 2041 года, Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Челябинска до 2041 года. Стратегические документы охватывают основные стороны жизнедеятельности города, в них прописано территориальное и социально-экономическое развитие, цели и задачи управления, которые будут способствовать улучшению жизни. Но реализацию этих документов может затормозить двухуровневая система», - делится член фракции «Единая России» Кирилл Ветхов.
За время работы двухуровневой системы произошло расширение муниципального депутатского корпуса и горожан, принявших участие в избирательном процессе в качестве кандидатов, но это не привело к серьезным изменениям социально-демографической структуры представительства. А поправки в Конституцию РФ от 14 марта 2020 года еще больше способствуют к приближению муниципалитетов к единой вертикали государственной власти. Даже банальные обращения жителей все также уходят на городской, региональный и федеральный уровни. Депутаты считают, что проведение муниципальных выборов в 2024 году по 170 избирательным округам нецелесообразно.
При всем сказанном стоит помнить о том, как сегодня ситуация во внешней политике влияет на ситуацию внутри страны. Законопроекты, которые сейчас в большом количестве принимаются на федеральном уровне, касаются внутренней политики и направлены на укрепление вертикали власти. Реализацию федеральных инициатив оперативнее и эффективнее осуществлять на основе одноуровневой системы организации местного самоуправления.
Исходя из всего вышесказанного, группа депутатов Челябинской Городской Думы предложила восстановить модель единого муниципалитета, преобразовать Челябинск путем изменения статуса города в связи с лишением его статуса городского округа с внутригородским делением.
Также депутаты обратились в Челябинское региональное отделение «Единой России» за поддержкой и помощью в организации необходимых партийных процедур в соответствии с Уставом партии.